Ruson
Русификаторы, игровая индустрия, новости о видеоиграх
Главная » Статьи » Софт, игры, интернет

Интервью с Борисом Репетуром из журнала «Деньги»

Это только неискушенному телезрителю кажется, что дети, животные, сложные механизмы и даже природные явления в телевизионных рекламных роликах издают или имеют звуки, взятые напрямую из жизни. На деле они зачастую пользуются голосами конкретных, специально нанятых людей. Естественно, закадровый текст — тоже епархия этих скромных героев. На рынке профессионального озвучивания их лишь несколько, и один из них — Борис Репетур.
Человек-голос Борис Репетур говорит за рекламных персонажей, говорит за кадром, говорит красиво. Его визитной карточкой давно стал ролик про гепарда Честера, который без ума от чипсов, а также закадровое сопровождение программы "Вокруг света". Там Репетур узнаваем, потому что его голос звучит фактически натурально — как в обычной жизни. Но так бывает не с каждой работой: 

— Одним из моих первых опытов в озвучивании был фильм "Реквием по мечте",— вспоминает Борис.— Я прихожу, и мне говорят: "Теперь, пожалуйста, вы в студию, страница сценария такая-то, тайм-код такой-то... Посмотрите, там глухонемой". Я говорю: "Простите, кто?" — "Глухонемой". Говорю: "Вы уверены?" Оказалось, правда — мне предстояло озвучить глухонемого. И вы знаете, вроде неплохо получилось! 

—У вас с озвучиванием всегда так — пришел, увидел, победил? Или какая-то подготовка все же предполагается? 

— В рекламе — в основном да. Мне звонят, и я только спрашиваю — куда и во сколько. Бывает, например, так. Звонит мне от заказчика барышня и спрашивает: "Борис, мы озвучиваем ролик для такой-то фармацевтической компании, вы кем хотите быть — желудком или кишечником?" Я отвечаю: "Знаете, мы ведь актеры. Скажете Гамлета — сыграем Гамлета, скажете кишечник — извольте..."

За киноэкраном
Совсем другая история с озвучиванием в кино. По мнению Бориса Репетура, сегодня в кино важнее сделать быстро, чем сделать хорошо. 

— В какой-то момент,— говорит Борис,— когда начался вал американского кино низкого качества, озвучивание поставили на поток. Я помню, как когда-то прекрасно озвучивал за кадром "Однажды в Америке" Олег Борисов. Я смотрел этот фильм в кинотеатре "Россия", и когда он закончился, я вышел из зала и не смог вспомнить, кто озвучивал героев. Потому что слышал самих актеров, а не перевод. В этом и есть искусство закадрового чтения — сделать так, чтобы зритель перестал слышать тех, кто это делает. Сколько лет мы смотрели кино буквально глазами Володарского. Парадокс в том, что он почти кричал — а мы слышали не его, а актеров. А дубляж? Считается, что Владимир Кенигсон озвучивал Луи де Фюнеса лучше, чем сам де Фюнес. Однако в какой-то момент пошел какой-то нескончаемый поток западного кино, и в деле озвучивания искусство закончилось. Сейчас такое впечатление, что мы смотрим один и тот же фильм — не понятно, Де Ниро там, не Де Ниро, кто, чего... При этом зритель не понимает, в чем дело, ему просто кажется, что кино скучновато. Сейчас, правда, стало немножко лучше, но все равно я не очень люблю работать в дубляже и за кадром. Да и делаю это медленновато по нынешним временам... 

— Если в кино такая ситуация, можно предположить, что рекламщики и вовсе не затрудняют себя такими мелочами... 

— Не надо! — защищает Репетур рекламщиков.— Многие стараются. И гордятся потом своими работами. Помните ролик "Сникерса с лесным орехом" — про то, как казнят еретика, стилизация под Монти Пайтон? Вы видели? Так вот мы с этими ребятами прямо душа в душу работали. Они долго сидели, трепетно делали озвучку, несколько раз переделывали. Кроме того, там в видеоряде много мелочей, которые простому зрителю сразу не видны: средневековье, а на заднем плане кто-то фотографирует, кто-то кому-то микрофон дает... Я такие мелочи больше всего люблю, это ведь самое ценное. Вот например у Pink Floyd — их диск "The Dark Side Of The Moon" начинается и заканчивается мужским смехом. Вроде смех как смех. А потом я прочитал, что эти ребята перед записью диска ездили по всей стране и брали интервью у разных людей. Среди них был один фермер по прозвищу Роджер-Шляпа, у которого они спросили, что такое смерть, а он ответил: "это такая штука, которая никогда не выйдет из моды" — и расхохотался. Так вот, они его записали и включили в свой диск — этот смех в каждом концерте, на каждой пластинке. Мы не знаем, по какому поводу смех, но подсознательно чувствуем, что за этим что-то стоит! Бывают творцы, для которых такие почти незримые вещи очень важны. Дэвид Линч, кстати, все свое искусство строит на этом — такой коммерческий эталон. И в рекламе бывают удивительно смелые заказчики, которые делают сложную озвучку, переделывают ее, если вариант не проходит. И, к счастью, таких людей много. 

— Но позволяет ли сам этот жанр создать такой продукт, чтобы не только у авторов осталось удовлетворение от работы, но и зритель почувствовал, что люди максимально выложились? 

— А этот принцип применим не только к большому искусству, но и к совершенно любой деятельности. Я знаю механиков, которые так относятся к своей работе. Когда я работал на заводе, у нас были токари, про которых говорили, что они хоть бумагой могут детали шлифовать. Вот и я мучаюсь от того, что что-то сделано не на пределе возможностей. Иначе какой смысл что-то делать?

Театральные начала
В том, что у Бориса Репетура сформировалось столь бескомпромиссное отношение к работе, где особо ценны мелочи, большую роль сыграл "Чет-Нечет Театр", в котором он начал служить еще в конце 80-х годов. 

— Меня этому принципу научил еще наш спектакль "Николай Гоголь. Нос",— вспоминает Борис.— В нем этот принцип был возведен, простите за тавтологию, в принцип. Там в финале звучал текст, смысл которого в следующем: "Что вы скажете о художественной совести природы, которая не довольствуется тем, что из бабочки Калимы делает подобие сухого листа с жилками и стебельком? Она, природа, на этом "сухом листе" добавляет именно те дырочки, которые именно в этих листьях проедают личинки жуков. Это выше того, что может распознать мозг гипотетического врага — птицы или ящерицы. Значит, обманывать некого, кроме начинающего натуралиста". Надо стремиться к тому, чтобы в любом артефакте, в котором ты участвуешь, присутствовали нюансы, которые никто никогда не разглядит. 

В разговоре становится ясно, что увлеченность Бориса Репетура своим ремеслом значительно сильнее его интереса к деньгам, которые ему платят за эту работу. Причем Репетур утверждает, что "профессионалы от непрофессионалов отличаются стабильностью", и одним из главных признаков профессионализма считает готовность взяться за любую работу в любое время. По этой причине он никогда не откладывает работу на завтра, если есть силы сделать ее сегодня. В результате объемы получаются внушительные. На вопрос, сколько роликов он озвучил за свою карьеру, Борис отвечает: 

— За всю жизнь — около пятисот только телевизионных. Я когда-то начал вести учет, а первый был, я посмотрел, в 1992 году. 

Борис вспоминает рекламу игровых автоматов, где импульсивный дирижер (его сам Репетур и сыграл) провозглашал: "Игорный бизнес — это симфония! Купите у нас автоматы лучших голландских фирм...". Как говорит Борис, "это было вообще до рождения рекламного бизнеса". Потом было огромное количество телепередач (среди них самой яркой и живучей оказалась "От винта!", созданная вместе с Антоном Зайцевым и Сергеем Чихачевым), несметное число радиороликов, программ и сюжетов, озвученных за кадром.


Человек-гепард
То, что Репетур занят в озвучивании давно и плотно, подтверждает история с гепардом Честером. Она — одна из самых долгих на ТВ. И к этой рекламе у Репетура особое отношение. 

— Это уже просто как визитка. Я помню самый первый ролик, главную идею в нем. Но представители заказчика на протяжении последних лет менялись, и сегодня они уже не в курсе, какой была изначально идея. У них свои задачи, все эти целевые аудитории. Они вынуждены использовать в тексте какие-то словечки типа "прикольно". Я им начинаю объяснять: знаете, я живу давно, и помню самый первый ролик, там говорилось, что Африка — это страна какой-то там обезьяны, такого-то жирафа и царственного гепарда Честера. Этот гепард — царственный и он не должен говорить слово "прикольно". И в чем, так сказать, глубина его образа, его привлекательность в глазах зрителя — пускай и детей? А в том, что, будучи царственным гепардом, он совершенно теряет контроль над собой, когда видит чипсы. Поэтому это смешно: он становится неуправляемым, но остается при этом царственным гепардом. 

— Часто бываете не согласны с заказчиком? Что в таких случаях делаете? 

— Таких вещей, с которыми я не согласен, возникает довольно много. Но, в любом случае, надо умудриться и угодить им, и как-то выкрутиться для себя, чтобы не было стыдно. 

— А бывает стыдно? 

— Мне практически не стыдно ни за одну работу. За исключением, пожалуй, одного или двух роликов, когда я просто не успел сказать "Прекратите!". Часто бывает так, что ролик изначально очень хорош, но со временем он проходит через несколько инстанций, через все эти фокус-группы, пожелания различных участников процесса, и в результате появляются "пластмассовые" бабушки в деревне. Впрочем, "пластмассовые" люди — это тоже хорошо, если это элемент определенного жанра. Помните этот ролик с Иваном Ургантом, "псевдобетменом" — вот это, на мой взгляд, очень правильный ход. Реклама несет некую информацию, но ведь, помилуйте, нельзя говорить буквально — "вот этот йогурт полезней на 17 с половиной процентов, и по таким-то причинам"! 

Конечно, иногда случается так, что художественный уровень каких-то вещей не соответствует моим принципам или, скорее, вкусам. В этом случае я думаю так: лучше я это сделаю, чем кто-то. Может, зритель угадает что-то за текстом. А потом, вы знаете, у меня же профессиональная память: я сразу забываю то, что говорил и делал...


Ольга Беликова, Журнал «Деньги» № 32 (687) от 18.08.2008
Интервью, Репетур