Главная » Статьи » Софт, игры, интернет |
Divinity: Dragon Commander. Рецензия
Risk — дело благородное За три года разработки Divinity: Dragon Commander концепция игры как только не менялась. Неизменными оставались две вещи: разделение на режимы (глобальный и локальный) и протагонист — дракон на реактивном ранце. Да-да, на реактивном ранце — не пропадать же зря могучей драконьей спине. У драконорожденного наследника с самого начала есть флагманский корабль «Ворон», фанатичный бес-инженер, а также два генерала — ветеран Генри, с кибернетической рукой, глазом и дурным характером, и высокомерный ящер Эдмунд, явный апологет ницшеанства. Как и полагается, они друг друга просто-таки терпеть не могут — и с их препирательств начнется долгий путь драконокомандующего. Вот такой он, «Ворон». Но мы будем видеть его исключительно изнутри. С завоевания этого островка и начинается путь героя к трону, процветанию и миру во всем мире. Решение возникающих на «Вороне» проблем и война на «мировом» уровне — это первая геймплейная фаза Dragon Commander. Здесь мы играем в глобальную стратегию. Стилизованная под настольную игру карта с деревянными фишками и гексагонами — отличная находка. На первый взгляд, перед нами что-то вроде упрощенной Total War, но это скорее Risk), только изрядно переиначенная и дополненная. Двигаем войска по провинциям, завоевываем их, а если на одной земле сходятся войска враждующих сторон, начинается сражение (к ним мы вернемся пару глав спустя). Присвоенные провинции приносят золото и очки исследований, поэтому экспансия — ключ к богатству. Чтобы воевать было удобнее, можно применять особые карты: одна удешевит набор войск на один ход, другая саботирует здание или отряды противника, и так далее. Некоторые из них играются перед боем — как правило, это карты наемников, дающие одноразовые отряды, или усиление какого-либо рода войск. Получать карты можно самыми разными путями — например, от генералов. Миссия, в которой объясняют все эти основы, проходится легко, но горько ошибется тот, кто сохранит подобный настрой на вторую главу. Их ждет сюрприз в виде трех противников сразу и почти немедленной атаки на столичную провинцию — а ее потеря означает поражение. Как и в настольном прототипе, здешняя стратегия не прощает ошибок, и в первую очередь — ошибок в распределении финансов. Денег много не бывает, а вот мало их всегда — таковы суровые реалии Dragon Commander. Еще одна суровая реалия — «не верьте глазам своим». Все, что вы делаете в свой ход, вы делаете чуть ли не вслепую, поскольку в ход противника все может кардинально перемениться. Мышиная возня на «Вороне» Глобально-стратегическая часть вышла недурственной, хотя довольно поспешной — не так уж много на глобальной карте вещей, которыми можно заняться. Гораздо интереснее оказывается суматоха на борту нашего флагмана. С виду похоже на сценки между миссиями в StarCraft 2, но только с виду. Представители пяти рас кто как может будут подталкивать вас ответить «да» или «нет» на какой-нибудь вопрос государственной важности. Ввести ли воинский призыв? Поддержите идею — удешевите набор войск, а заодно заслужите одобрение богобоязненной нежити, считающей, что всяк грешник — кандидат в штрафбат, и бесов, кредо которых «чем громче взрыв, тем лучше». С другой стороны, обидятся эльфы-моралисты, ведь негоже забирать мужчин из семей на войну! НА ЗАМЕТКУ: все дилеммы подкидываются случайно, и уже поэтому одно прохождение может сильно отличаться от другого. Решаем, запретить ли журналистам приукрашивать факты. Здешняя газета обязательно выставит все в наилучшем свете! Larian в своем репертуаре — их творения никогда не отличались серьезно-кислым выражением лица, только от прямолинейного юмора бельгийцы перешли к тонкой сатире и постоянным отсылкам к нашим реалиям. Императору придется решать, вводить ли стипендии в университетах (как считает посланница от ящеров, «развлекать дебоширов за счет государства»), подвергать ли цензуре здешнюю газету (ее заголовки, в лучших традициях «желтой» прессы, бьют в яблочко) и налагать ли запрет на жестокие игры. В пример жестокой игры ставят некую Dragon Commander, в которой дети «водят по карте войска и устраивают геноцид мирного населения». При этом одной большой хохмой мир не оборачивается, и такие темы, как расизм, терроризм и отношения полов, поднимаются очень часто... даже слишком, будем честны. Но все-таки идет война, и война мировая, так что вечно ухмыляться тут неуместно. Разговаривает император не только о проблемах. Генералы всегда готовы высказать мнение о ситуации на фронте и своих товарищах, волшебник Махос откроет очередную крупицу драконьей мудрости (читай — боевых навыков), а бес-инженер поможет с изучением новых видов войск и улучшений для уже имеющихся. Полноценного технологического древа, правда, не предусмотрено, и исследования закончатся довольно быстро. Бес Грумио и волшебник Махос. Без них война была бы проиграна еще на стадии подготовки. Все персонажи, с которыми нам приходится общаться по ходу завоеваний, несомненно удались. Держать такую кампанию людей и нелюдей на одном военном судне может разве что сумасшедший. И получается так, что в Dragon Commander на первом плане не глобальная история, а персональные мини-сюжеты, личностные конфликты и отношения между членами экипажа «Ворона». Квартет генералов в полном составе. Боги, кому пришло в голову доверить командование этим людям (и ящеру)?! Вид любого из персонажей заменяет им самые толстые биографии — работе аниматоров и актеров можно аплодировать. Кое-как пытается гримасничать даже дипломат от нежити, скелет с характерным именем Йоррик. Пытается, пытается, но вечная ухмылка пратчеттовского Мрачного Жнеца в сочетании с обещанием всевозможных кар небесных смотрится комично. Рано или поздно на корабле начнется оживление — готовится свадьба императора! Шума вокруг романтических отношений героя поднято предостаточно, и проработка каждой «принцессной» сюжетной линии сделана даже с большим тщанием, чем все остальное. Невест четыре — нет принцесс от бесов (погибла, играя со взрывчаткой) и людей (человечество представляем мы), зато есть эльфийка, гномка, подозрительно человекоподобная ящерка и даже напомаженная покойница с печальной историей. Кого хочешь выбирай. Каждый из дипломатов «продвигает» свою кандидатку в императрицы. Сложный выбор. В этот самый момент все котята Ривеллона погибли в страшных муках. Блицкриг, «Барбаросса» и гнев Фафнира В RTS-битвах Larian равнялись не на RISK, а скорее на Supreme Commander и Total Annihilation.. Сражения редко длятся дольше десяти минут — все-таки в одной кампании придется пройти через множество битв. Вступать в битву никто не заставляет — предусмотрен автобой, и даже с возможностью выбрать одного из генералов для командования войсками. Но если вероятность успеха процентов тридцать, лучше все-таки пойти в бой лично. Компьютер такую схватку не осилит, а вот под мудрым руководством дракона шанс всегда есть! Подобный бой вполне реально выиграть, если сражаться самому. С точки зрения механики, сражения тут несложные. Вместо того чтобы городить базу, мы занимаем разбросанные повсюду стройплощадки, возводя на них заводы, рекрутские центры и турели. Рекруты здесь вместо ресурсов, а их количество сильно ограничено — когда население провинции иссякнет, набирать бойцов станет не из кого. Люди заканчиваются быстро, схватка пролетает молниеносно, и исход войны решается в череде блицкригов. Поотхватывали все, что плохо лежит, наштамповали войск и пошли захватывать территорию противника. Звучит просто — а вы попробуйте переиграть противника, который занят тем же самым! К счастью, управление достаточно эргономичное, все нужные функции под рукой. Не хватает разве что построений: солдаты порой сбиваются в кучу и этой же кучей отправляются на кладбище. Деление на группы спасет их несчастные души, не брезгуйте им пользоваться. Вид на поле боя с высоты птичьего, не драконьего полета. Разновидностей войск немного, но каждая используется по назначению, и умелое их комбинирование — залог победы. Пушечное мясо — солдаты — недолго держится под огнем, но вы подкрепите их лекарями-шаманами! Докучает авиация? Выведите истребители или гренадеров, которые отлично работают по воздушной технике. Нашлось место даже флоту — тут он, правда, играет второстепенную роль. Прикрыть кораблями свои наземные цели или перевезти войска через море — всегда пожалуйста, но пытаться одолеть наземного противника давлением с моря смысла нет. Крайне важен в бою титульный дракон. Набор изучаемых навыков позволит создать змия на все случаи жизни — можно заниматься только лечением и усилением союзников, а можно кидаться огненными шарами, списывая в утиль тяжелую технику и лавируя между снарядами орудий ПВО. Дракон очень уязвим, но его правильное применение окупается сторицей. Только нормально рулить армией в драконьей форме не выходит — команда остается одна: «Все — туда!» Одновременно сражаться и командовать, как в старой Sacrifice, под силу разве что избранным. Роль огневой поддержки и боевого мага дракон исполняет на отлично. Огненный столп чуть поодаль оставит врага без легкой техники. У компьютерного противника своих драконов нет, но он и так неплохо справляется. Хотя порой у ИИ случаются заскоки, обычно он дает достойный отпор. Чтобы победить противника, приходится постоянно переключаться между драконьим и стратегическим режимами, причем тогда, когда в этом действительно возникает необходимость. Так что RTS здесь, несмотря на кажущуюся примитивность, выходит поглубже, чем некоторые «серьезные» стратегии. Все благодаря драконам! Проблема в другом — битвы чересчур однообразны. Раз за разом игрок берет стройплощадки, застраивает их, штампует бойцов и идет на штурм. В зависимости от успеха бой либо заканчивается, либо превращается в безрезультатное перетягивание каната, пока не кончатся рекруты. Перепробовать все разновидности солдат можно быстро и так же быстро сообразить, кто против кого лучше дерется и какие способности стоит применять. Из-за динамики сражений не остается времени на разнообразные хитрые приемы (вроде невидимости или минных полей), которым обучены войска, — некогда! К концу кампании бои безнадежно приедаются, поэтому вручную проводятся только самые сложные сражения, которые компьютеру точно не выиграть. Драки по-драконьи Как только будет пройдена кампания и окончательно надоедят битвы с компьютером, на помощь придет сетевой режим, в создание которого Larian вложили немало сил. Поиграть с друзьями можно как в быстрое сражение, так и в кампанию — без сюжетной компоненты, зато с уймой карт на выбор. Кампания, несмотря на потерю самой интересной составляющей, не становится скучной — с живым противником воевать всяко занимательнее, чем с компьютерными оппонентами. Если собрать троих, то за картой Ривеллона можно засидеться очень надолго — и удовольствие получится не хуже, чем от партии в какую-нибудь настольную стратегию. ИИ никогда не выругается матом в чате, когда его доходы обрезаны картой, а транспортный флот, полный войск, перехвачен. «День Д» по-ривеллонски. Даже боты Хиггинса на месте. В сетевых сражениях дракон есть у обеих сторон. Если в схватке с компьютером вы, взглянув на состав его войск, точно будете знать чего ожидать и что этому противопоставить, то живой соперник может преподнести не один и не два сюрприза, используя драконьи навыки. Воздушные бои огромных рептилий — зрелище феерическое, но участникам не до самолюбования, вражеский дракон плюется и колдует, с земли летят ракеты, а еще свои войска подлечить бы... Здесь-то и приходит осознание — разработчики изначально ориентировались именно на подобные бои, дракон на дракона, армия на армию. Реализовать управляемого компьютером дракона у них так и не получилось, поэтому сражения с ИИ изюминки лишились. Кроме того, в кампании не бывает командных битв, а здесь ничто не мешает объединиться с союзником и сражаться два на два. Значит, в небе одновременно может быть до четырех драконов. Пейзажи порой очень даже ничего. Хаос и пандемоний, постоянно меняющаяся обстановка и утекающие рекруты, отсчитывающие «последний рубеж»... Как этого не хватало в обычных сражениях! Надежды на будущее мультиплеера у разработчиков есть — даже глобальная статистика игроков в наличии («Как у больших!» — можно саркастично заметить). Да и соперников найти не проблема, свое крепкое сообщество у Dragon Commander появилось еще во время бета-теста. * * * Трудно выносить вердикт игре, по сути разбитой на три более или менее самостоятельные части. Если разделять, мы имеем отличную глобальную пошаговую стратегию, ролевую игру с несколькими финалами и динамичную RTS. Собранные вместе, они умудряются вполне успешно существовать и друг без друга. Не нравится глобальная стратегия, но хочется насладиться персонажами и диалогами? Выкручиваете сложность на минимум, и военная кампания не будет отвлекать от сюжета. Ищете техномагическую вариацию RISK, без рвущих вас на части послов, генералов и прочих принцесс? Сетевая кампания к вашим услугам. А если не перевариваете RTS, пользуйтесь исключительно автобоем и давите врага превосходящими силами. В стремлении угодить всем и каждому Larian достигли пусть и не стопроцентного, но успеха. Плюсы: - бесподобные персонажи; - меткие заголовки «Ривеллон Таймc»; - игровая доска, аутентичная карта и деревянные фишки. Минусы: - кампания и сюжетные линии кончаются слишком резко; - однообразие в RTS-сражениях; - меньше драконов, чем хотелось бы. Источник: http://www.igromania.ru/articles/213799/Divinity_Dragon_Commander.htm |