Главная » Статьи » Софт, игры, интернет |
The Swapper - обзор (рецензия)
Истории о том, как ребенок, сжатый тисками серой реальности, мечтал, мечтал и домечтался до того, что попал в сказочный мир волшебства, особенно любимы немецкими разработчиками квестов: вспомните хотя бы серию Simon The Sorcerer или Everlight: Of Magic & Power. Daedalic Entertainment, без пяти минут новые Lucas Arts, тоже не остались в стороне. Но подошли к вопросу по-своему, и The Whispered World из обычной истории про мальчика, спасающего волшебные миры, превратился в философскую притчу о жизни и смерти, которая разворачивается в душе ребенка. The Night of the Rabbit, следующая их игра на похожую тему, получилась более светлой, яркой и логичной. Хотя без тяжелых потерь, взрослых тем и поводов для грусти здесь тоже не обошлось. Каникулы в стране чудес Сколько нужно клонов, чтобы вкрутить лампочку? Не больше четырех, считают разработчики The Swapper, логического платформера в декорациях холодного космоса. Хотя клоны нужны здесь лишь для решения пазлов, а не для органов, как это обычно бывает, их шансы выжить также стремятся к нулю. Позади игрока незаметно исчезнут горы трупов в разбитых скафандрах, но с кровью на ваших руках будет сложнее. Клондайк Безымянный главный герой оказывается на заброшенной космической станции «Тесей» с особой пушкой в руках — по клику правой кнопки мыши она способна создавать точные копии игрока, которые будут дружно повторять все ваши движения. Более того, между клонами можно переключаться. На практике это проще простого: вот возвышенность, на которую вы не можете запрыгнуть — создайте там клона, а потом переключитесь на него и шагайте дальше. Цель игры — узнать, что за несчастье произошло на станции. Для продвижения по «Тесею» нужно собирать энергетические сферы, каждая из которых защищена небольшим пазлом. Вокруг этих пазлов строится геймплей The Swapper — здесь нет врагов, хотя космический антураж и узкий луч фонаря располагают к встречам с некроморфами а-ля Dead Space. Поначалу ваши клоны служат элементарным кирпичом, который придавливает открывающие проход кнопки — на манер куба с сердечком из Portal. На более поздних этапах вы будете сменять сущности буквально на лету, а с появлением измененной гравитации задачки ощутимо усложнятся, встав с ног на голову. И чем дальше, тем изящнее и неочевиднее их решения. Приятно, что пазлы The Swapper не требуют от игрока адской ловкости рук и молниеносной реакции, как это часто бывает в платформерах. Каждая головоломка, от первой до финальной, решается в неспешном темпе и только исходя из логических условий. Кроме того, игра позволяет отложить неподдающийся пазл и отправиться на поиски другого, попроще. У вас есть удобная карта станции со всеми активными на текущий момент точками, и вы вольны почти свободно перемещаться между ними. Но имейте в виду: чтобы закончить игру, нужно решить абсолютно все головоломки. Так как количество клонов ограничено, игра поощряет сброс отслуживших копий в пропасть, дабы открыть дорогу новым. С точки зрения гуманизма, такое наплевательское отношение к собственным клонам преступно. Вы плодите и отбрасываете их, снова и снова. Игра не устает напоминать, что это не призраки, а люди из плоти и крови — если клон упал с высоты, его смерть сопровождается хрустом костей и свистом выходящего из баллона воздуха. А ведь секунду назад в этом теле были вы. Так The Swapper подводит игрока к своим главным вопросам: «Что такое „Я”?», «Где живет сознание?». Неслучайным оказывается и название станции, отсылающее к парадоксу Тесея. Пластилиновый космос Друзей в The Swapper нет, хотя кое-кто живой вам все-таки встретится. На межзвездном одиночестве игра делает особый упор, напоминая о фильме «Луна 2112» Данкана Джонса. А вот космосом авторы зачаровывают, что Стэнли Кубрик: холодное безвоздушное пространство служит в The Swapper перевалочным пунктом между отсеками станции — в нем нет ни пазлов, ни вообще какого-либо геймплея, но среди звезд и астероидов хочется остаться навсегда. Возможно, дело в музыке: начиная звучать еще со строчек главного меню, дальше The Swapper лишь уплотняет звуковое пространство. Саундтрек здесь — не просто подкладка под седалище, которая обычно трясется в экшенах, а в хоррорах выдергивается из-под игрока какими-нибудь жуткими воплями, нет. В отдельных локациях музыка настолько хороша, что ты просто останавливаешься и слушаешь, как вкрадчивый космический эмбиент сменяется шероховатым, с помехами, фортепиано. И хотя саундтрек самодостаточен, он куда больше впечатляет в комплексе, на фоне телепортов, транспортеров и бесконечного клоностроения. Разумный океан в «Солярисе» Тарковского был тазиком с разведенными химикатами, который сняли крупным планом, а окружение и персонажи The Swapper сделаны из пластилина. Для визуальной выразительности не обязательно иметь многомиллионный бюджет или топовый движок — достаточно тонкого вкуса, терпения и таланта, чего Facepalm Games явно не занимать. Любовно вылепленный мирок The Swapper кажется мертвым, но оживает под лучом фонаря: передвигаясь по станции, чувствуешь себя одновременно археологом в неизвестных руинах и водолазом на сумрачной глубине. Здесь почти ничего нельзя потрогать, но так даже лучше — ведь ты ничего не можешь и сломать. Вдруг вспоминается: тебе шесть лет, и ты в палеонтологическом музее смотришь на то, как гигантские остовы древних ящеров подпирают потолок. В The Swapper нет ящеров, но на всей станции «Тесей» лежит чья-то громадная тень с другим, более размеренным, чем человеческое, дыханием. Незримое присутствие чего-то большего, чем мы — главное впечатление от работы Facepalm Games. *** The Swapper удалась от начала до конца — даже финал здесь удивительно логичный и правильный (перед тем, как занавес опустится, у вас будет выбор, чем все закончить). Это умная, бесконечно красивая игра, и мне трудно представить себе человека, которому она может не понравиться. Разве только этот человек терпеть не может космос, головоломки и платформеры. |